Шрифт:
Интервал:
Очистить

Выставка «​Вклад города Архангельска в создание Северного флота России» (издания конца XVIII – начала XX веков по истории становления Северного флота, находящиеся на хранении в справочно-информационном фонде Государственного архива Архангельской области)

Ещё несколько лет назад Северный флот России считался самым «молодым» из всех военных флотов нашей страны, ведя отсчёт своего существования с 1 июня 1933 года – даты образования в СССР Северной военной флотилии, преобразованной в 1937 году в Северный флот. Однако в 2014 году дата образования Северного флота была перенесена на 1733 год – год создания первой военно-морской базы на Севере России – Архангельского военного порта.

Развитию русского мореходства и судостроения на Севере способствовало многовековое владение Россией побережьями Белого и Баренцева морей. Император Пётр I рассматривал Архангельск и двинские верфи как важнейший пункт кораблестроения северо-западного региона России, где всегда в наличии были опытные корабельные мастера. В связи с этим в 1701 году в Архангельске было образовано адмиралтейство для строительства военных судов. Главной задачей северного кораблестроения являлись постройка боевых кораблей для Балтийского флота и перевод их на Балтику. При этом собственных военно-морских сил в Архангельске не было, существовали лишь защитные береговые укрепления и каменная бастионная Новодвинская крепость в дельте реки Северной Двины, заложенная по указу Петра I в 1701 году. У стен крепости в том же году была достигнута первая в Северной войне победа над морскими силами Швеции.

26 (15) марта 1733 года, по указу императрицы Анны Иоанновны, основан Архангельский военный порт, командиром которого назначен контр-адмирал Пётр Петрович Бредаль. При порте была устроена Архангельская военная флотилия (эскадра) – первое штатное соединение военных кораблей на русском Севере. В зону ответственности эскадры входили Белое море и побережье Кольского полуострова, где строились пункты базирования, береговые батареи и устанавливалось навигационное оборудование.

Первая боевая задача перед Архангельской эскадрой была поставлена во время Русско-шведской войны (1741–1743). В 1742 году П.П. Бредаль, приняв командование над эскадрой, направился в Балтийское море для соединения с Балтийским флотом. При этом ему предписывалось в случае необходимости вступать в бой со шведскими военными судами. Эскадра кораблей под командованием капитана-командора В. Лювеса, базировавшаяся в Екатерининской гавани Кольского залива, выполняла задачи по охране побережья от шведов в Баренцевом море.

В период борьбы Северо-американских колоний за независимость (1775–1783), в 1779 году для обеспечения свободы судоходства в Северном море из Архангельска туда был отправлен отряд русских военных судов.

В эпоху «наполеоновских войн» (1799–1815) наличие эскадры в Архангельске обеспечило устойчивость обороны важнейших пунктов на побережьях северных морей, защиту русской морской торговли и способности России выполнять обязательства перед союзниками по антифранцузским коалициям.

Во время Крымской войны (1853–1855) корабли, находившиеся в Архангельске, обеспечивали оборону русского Севера.

Архангельская военная эскадра продолжала активно действовать до середины XIX века, но 17 (5) марта 1862 года Архангельский военный порт был упразднен ввиду отсутствия военной угрозы для России в северных морях на тот момент и в связи с внедрением на флоте судов с паровым двигателем и металлическим корпусом.

Однако с развитием парового флота и обострением военно-политического противостояния между Россией и Великобританией в конце XIX века вновь появилась необходимость в северной военно-морской базе и в создании постоянных формирований российского флота в Арктике.

В Первую мировую войну (1914–1918) морские коммуникации в северных морях, связывавшие Россию с союзниками по Антанте, приобрели стратегическое значение. Для их обороны 2 июля (19 июня) 1916 года приказом по Морскому ведомству была создана флотилия Северного Ледовитого океана с базами в Александровске, Романове-на-Мурмане, Иоканьге и Архангельске. В августе 1918 года флотилия вошла в состав войск под командованием генерал-лейтенанта Е.К. Миллера. В ходе Гражданской войны в России (1917–1922) основная часть боевого состава флотилии была утеряна.

В марте 1920 года, после занятия Красной Армией Архангельска, оставшиеся в строю корабли вошли в состав вновь созданной Беломорской военной флотилии, преобразованной 24 апреля того же года в Морские силы Северного моря. Но уже в декабре 1922 года они были расформированы.

1 июня 1933 года циркуляром начальника штаба Рабоче-крестьянской Красной армии была сформирована Северная военная флотилия. Для этого с Балтики в Кольский залив были переведены 3 эсминца, 3 сторожевых корабля и 3 подводные лодки, составившие основу первых корабельных соединений, базировавшихся первоначально в Мурманске, а с 1935 года – в Полярном. В 1936 году сюда же с Балтики было перебазировано отдельное звено самолетов МБР-2, ставшее первым авиационным формированием флотилии.

Приказом народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова от 11 мая 1937 года Северная военная флотилия преобразована в Северный флот.

Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли, стоящие на защите национальных интересов нашей страны на арктическом направлении и в других районах Мирового океана.

В формате виртуальной выставки мы представляем раритетные издания конца XVIII – начала XX веков по дореволюционной истории становления Северного флота, Архангельского военного порта и города Архангельска как первой военной-морской базы на Севере России. Книги находятся на хранении в справочно-информационном фонде Государственного архива Архангельской области.