Еще М.В. Ломоносов в одном из своих трудов писал, что одна из составляющих благополучного и цветущего состояния государства – это «взаимное сообщение внутренних избытков с отдаленными народами через купечество». При Петре I возможности торговли с западными государствами возросли многократно, в противоположность восточным землям, куда добраться было весьма сложно. По мнению нашего великого земляка, все трудности могли быть прекращены «морским северным ходом». Он хорошо знал, что поморы еще в XI-XVI вв. ходили на Грумант (Новая земля, Шпицберген). Благодаря российским промысловым людям сформировались целые города-фактории (Мангазея).
«Северный ход» стремились найти не только русские исследователи: в 1553 г. из Лондона вышли три корабля под руководством Хью Уиллоби, достигшие северных морей. В результате этой экспедиции был заключен торговый договор между Россией и Англией. За англичанами последовали голландцы. В поисках альтернативного морского прохода в Ост-Индию совершил свои путешествия в Арктику Виллем Баренц. В 1648 г. экспедицией Семена Дежнева и Федота Попова было доказано, что Америка это самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями. Это подтвердил и Витус Беринг. Наиболее важными с точки зрения освоения Арктики были Великая Северная экспедиция (1733-1743 гг.) и Первая Полярная научная экспедиция, организованная по инициативе М.В. Ломоносова. Важным событием стала экспедиция шведа Нильса Норденшельда в 1878-1879 гг., прошедшая по всему северному морскому пути с одной зимовкой. Исследование в этом направлении продолжили экспедиция норвежца Фритьофа Нансена в 1893г., экспедиция на шхуне «Заря» под руководством Э.В. Толля в 1900-1902 гг., Г.Я. Седова в 1912-1914 гг.
Важным этапом в освоении Арктики стало создание первого ледокольного судна «Ермак», на котором в 1899-1901 гг. были проведены экспедиции к Северному полюсу. В первые годы советской власти большинство арктических экспедиций проводились под руководством Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).
Организации Главсевморпути также предшествовала экспедиция: летом-осенью 1932 г. экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта на ледоколе «Александр Сибиряков» впервые прошла Северным морским путем из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию, доказав возможность использования Севморпути для развития промышленности и инфраструктуры Севера России.
Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть) было создано 17 декабря 1932 г. для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути и сыграло важнейшую роль в освоении Арктики в 1930-1960 –х гг. До 1946 г. Главное управление находилось при Совнаркоме, с 1946 по 1953 г. – при Совете Министров СССР, с 1953 по 1964 г. – при Министерстве морского транспорта. До августа 2022 г. – Администрация Северного морского пути при Федеральном агентстве морского и речного транспорта. С 1 августа 2022 г. ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» в структуре Госкорпорации «Росатом».
Первый руководитель Главсевморпути - Отто Юльевич Шмидт, его заместители – М.И. Шевелев и Г.А. Ушаков. В начале 1933 г. были образованы территориальные управления Главсевморпути: в Мурманске, Архангельске и Владивостоке. Были созданы ледокольный и транспортный флоты, в Мурманске построен судоремонтный завод Севморпути. С 1935 по 1937 г. руководителем Архангельского территориального управления ГУ СМП был Н.Н. Кузьмин.
В январе 1936 г. в Москве прошли хозяйственное и партийное совещания Главсевморпути, в которых участвовали начальники территориальных управлений Главсевморпути, начальники политотделов, научные работники, капитаны и помполиты судов, хозяйственные руководители и др. Такие совещания проводились на регулярной основе.
Архангельское территориальное управление Главсевморпути занималось освоением трассы Севморпути до Берингова пролива, организовывало морское, речное и воздушное сообщения, радиосвязь и научно-исследовательские работы в Арктике, осваивало природные богатства Крайнего Севера. Постановлением СНК СССР от 21 июля 1935 г. на Главсевморпуть были возложены функции по хозяйственному и культурному обслуживанию районов Крайнего Севера СССР, в том числе промысловой кооперации, оленеводческих колхозов, объектов школьного образования и культуры.
При непосредственном участии сотрудников Архангельского территориального управления ГУ Севморпути проходили заседания островных советов и съездов на острове Колгуеве и архипелаге Новая Земля, комсомольские собрания в Новоземельской школе-интернате, инструктивные совещания по организации зверобойных промыслов и т.д. В функции Архтеруправления входили эксплуатация флота, руководство строительными, заготовительными и транспортными работами в условиях Крайнего Севера.
В 1933-1934 гг. О.Ю. Шмидтом была проведена экспедиция на п/х «Челюскин» неледокольного класса, который прошел почти весь СМП, однако был затерт во льдах, не достигнув Берингового пролива. После этой неудачи все чаще стали использовать для доставки экспедиций в Арктику самолеты. В 1937 г. была организована экспедиция на первую дрейфующую станцию «Северный полюс 1», руководил которой И.Д. Папанин.
Архангельское территориальное управление было упразднено в 1938 г. с передачей функций Архангельскому морскому агентству Мурманского морского арктического пароходства, которое согласно постановлению ЭКОСО при СНК СССР от 13 января 1941 г. было преобразовано в Архангельское морское арктическое пароходство ГУ СМП. Имело в своем составе рейдовый флот, ледоколы, пароходы, танкеры, буксиры, занималось перевозкой грузов для снабжения Арктики, проводкой караванов по трассе Севморпути, выполняло ледокольные операции в порту и на зверобойных промыслах. Ликвидировано приказом Министерства морского и речного флота СССР от 25 июня 1953 г. с передачей функций Мурманскому государственному морскому арктическому пароходству.
ЛЕДОКОЛЫ И ЛЕДОКОЛЬНЫЕ ПАРОХОДЫ, которые в разное время входили в состав Главсевморпути:
- Садко – бывший канадский ледокольный пароход ЛИНКРОЗЕ. Построен в 1913 г. в Англии. Погиб в 1941 г. в результате аварии.
- Ленин – пароход, построен в 1916 г. в Англии. В 1964 г. выведен из эксплуатации.
- Федор Литке (до 1920 г. - Канада, до 1921 г. – Третий Интернационал), бывший канадский ледорез ЭРЛ ГРЕЙ. Построен в 1909 г.в Англии. В 1914 г. куплен российским правительством и прибыл в Архангельск. В январе 1917 г. затонул на Иоканьгском рейде в результате аварии, но в июне этого же года поднят и после ремонта введен в строй. В октябре 1917 г. включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана, с апреля 1920 г. – Беломорской военной флотилии, в октябре 1934 г. – Главного управления Севморпути, в июле 1941 г. – Северного флота. Осуществлял проводки во льдах Белого и Карского морей конвоев и караванов судов. Имел бортовой номер 18. В мае 1944 г. передан ГУ СМП, а 1958 г. выведен из эксплуатации.
- Малыгин (до 1921 г. – Соловей Будимирович) – бывший канадский ледокольный пароход БРЮС. Построен в 1912 г. в Англии, в 1914 г. куплен российским правительством. В 1920 г. участвовал в оказании помощи судам Первой Карской экспедиции. В 1928 г. участвовал в спасении итальянской экспедиции к Северному полюсу на дирижабле ИТАЛИЯ. В 1932 г. совместно с л/п ГЕОРГИЙ СЕДОВ участвовал в доставке продовольствия на Шпицберген, но потерпел аварию. В 1937 г. совместно с л/п ГЕОРГИЙ СЕДОВ и САДКО участвовал в оказании помощи зажатому во льдах каравану судов. В октябре 1940 г. погиб во время шторма у берегов Камчатки.
- Александр Сибиряков – бывший канадский ледокольный пароход БЕЛЛАВЕНЧУР. Построен в 1909 г. в Англии. В 1916 г. куплен российским правительством. С 28 июля по 1 октября 1932 г. прошел по Северному морскому пути с запада на восток за одну навигацию. Награжден орденом Красного Знамени. В годы войны в составе Беломорской флотилии Северного флота, обеспечивал перевозки в Арктическом бассейне. В мае 1942 г. передан ГУ СМП. В августе 1942 г. погиб в Карском море в неравном бою в германским крейсером АДМИРАЛ ШЕЕР.
- Владимир Русанов – бывший канадский ледокольный пароход БОНАВЕНЧУР. Построен в 1909 г. в Англии, в 1916 г. куплен российским правительством. С сентября 1941 г. в Беломорской флотилии Северного флота, обеспечивал перевозки в Арктическом бассейне. В июне 1942 г. передан ГУ СМП. В конце 1940-х гг. выведен из эксплуатации.
- Георгий Седов – бывший канадский ледокольный пароход БЕОТИК. Построен в 1909 г. в Англии, в 1916 г. куплен российским правительством. С октября 1937 г. по январь 1940 г. совершил 814-дневный дрейф во льдах Арктического бассейна. Награжден орденом Ленина. С сентября 1941 г. включен в состав Беломорской военной флотилии СФ, обеспечивал перевозки в Арктическом бассейне. В мае 1942 г. передан ГУ СМП. В 1967 г. выведен из эксплуатации.
- Прончищев (до 1947 г. МОНТКАЛЬМ) – бывший канадский ледокольный пароход МОНТКАЛЬМ. Построен в 1905 г. в Глазго. В 1942 г. приобретен советским правительством, прибыл в конвое PQ - 15. Вошел в состав Архангельского арктического морского пароходства ГУСМП. Осуществлял перевозки в Карском и Белом морях. С 1953 г. в составе Мурманского арктического морского пароходства, в 1957 г. расформирован.